Профессиональная подготовка рабочих специальностей на право работы с отходами производства и потребления
Дополнительная образовательная профессиональная программа
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРАВО РАБОТЫ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»
Разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов:
— Федеральный закон от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании»
— Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 г. № 303 «О разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации».
— Основы государственной политики в области обеспечения химической, биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 04.12.2003 г. № Пр-2194;
— Приказ Министерства Природных ресурсов России от 18.12.2002г № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».
Программа реализуется в соответствии с Требованиями Приказа Министерства Природных ресурсов России от 18.12.2002г № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Программа разработана в целях осуществления единой государственной политики в области повышения квалификации специалистов субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду с целью обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области обеспечения экологической безопасности при обращении с опасными отходами.
1.2 Цель Программы — совершенствование кадрового обеспечения специалистов в области обращения с опасными отходами.
1.3 Программа предназначена для повышения уровня квалификации рабочих специальностей.
1.4 Нормативный срок прохождения повышения квалификации по Программе составляет 112 часов.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ
2.1. К освоению Программы допускаются лица, не являющиеся руководителями и специалистами экологических служб.
2.2. Лица, успешно освоившие Программу, должны:
- Иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение биосферы, отдельных экосистем и здоровья человека.
- Иметь представление:
— о преднамеренных, непреднамеренных, прямых и косвенных антропогенных воздействиях опасных отходов на природные процессы;
— о путях воздействия опасных отходов на природные процессы и уметь планировать мероприятия по снижению экологического риска;
— о проблемах и перспективах развития технологий в области обращения с опасными отходами, российском законодательстве в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления.
- Знать:
— основы экологического законодательства в области обращения с опасными отходами;
— основы ресурсосберегающего природопользования, правовые и экономические аспекты управления при обращении с отходами производства и потребления;
— основные задачи и подходы к оценке воздействия на окружающую среду;
- Уметь применять экологические нормы, стандарты и требования в области обращения с отходами производства и потребления.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Кадровые условия: реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и (или) опыт практической деятельности в соответствующей сфере, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
- Научно-методические и информационные условия: образовательное учреждение содержит библиотечный фонд, включающий учебную, научно-периодическую и монографическую литературу, наглядные пособия. Учащимся обеспечен свободный доступ к вычислительной технике и информационным сетям.
- Образовательное учреждение, реализующее Программу, имеет право:
— Определять объем аудиторных часов, отводимых на освоение учебного материала.
— Формировать учебные группы с учетом контингента обучающихся и профиля основного профессионального образования.
— Определять организационные формы реализации данных, требований, осуществляя преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и индивидуальных занятий, заданий и семинаров по рабочим программам, учитывая современные направления развития науки и производства, передовые образовательные технологии и специфику рынка труда.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ИСПЫТАНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ.
4.1. Итоговые квалификационные испытания заключаются в проведении тестового контроля знаний, позволяющего выявить теоретическую и практическую подготовку специалистов по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами.
4.2. При успешном завершении квалификационных испытаний выпускнику выдается свидетельство государственного образца о повышении квалификации специалистов по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами.
Основы законодательства в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с отходами в Российской Федерации. | |
1.1 | Федеральное законодательство в области обращения с отходами |
1.2 | Законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами |
1.3 | Основные требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами |
Обращение с опасными отходами | |
2.1 | Опасные свойства отходов |
2.2 | Опасность отходов для окружающей природной среды (экотоксичность) |
2.3 | Отнесение опасных отходов к классам опасности для окружающей природной среды |
2.4 | Паспортизация опасных отходов |
2.5 | Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций при обращении с опасными отходами |
Нормирование воздействия отходов на окружающую среду | |
3.1 | Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду |
3.2 | Нормирование образования отходов |
3.3 | Лимитирование размещения отходов |
Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами | |
4.1 | Государственный кадастр отходов |
4.1.1 | Федеральный классификационный каталог отходов |
4.1.2 | Государственный реестр объектов размещения отходов |
4.1.3 | Банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания |
4.2 | Учет в области обращения с отходами |
4.3 | Предоставление информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами |
4.4 | Информационное обеспечение населения о состоянии обращения с опасными отходами. Экологическое воспитание населения. Работа со средствами массовой информации. Профессиональная подготовка руководителей и специалистов на право работы с опасными отходами |
Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности в области обращения с отходами | |
5.1 | Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов по размещению отходов |
5.2 | Методы и средства контроля воздействия отходов на окружающую природную среду |
Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами | |
6.1 | Плата за размещение отходов. |
6.2 | Экологический налог |
6.3 | Страхование в области обращения с отходами |
6.4 | Экологический ущерб при обращении с отходами и исковая деятельность |
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами | |
7.1 | Лицензионные требования и условия |
Контроль за деятельностью в области обращения с отходами | |
8.1 | Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля |
Организация управления потоками отходов на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования, промышленного предприятия | |
Организация обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) | |
10.1 | Организация системы экологически безопасного обращения с твердыми бытовыми отходами на территориях городских и других поселений |
10.2 | Организация селективного сбора твердых бытовых отходов |
Транспортирование опасных отходов | |
11.1 | Требования к транспортированию опасных отходов |
11.2 | Трансграничное перемещение опасных и других отходов |
Использование и обезвреживание отходов | |
12.1 | Технологии переработки наиболее распространенных отходов. |
12.2 | Использование и обезвреживание отходов гальванических и металлургических производств |
12.3 | Использование и обезвреживание нефтешламов |
12.4 | Использование и обезвреживание золошлаковых отходов электроэнергетики |
12.5 | Использование и обезвреживание ртутьсодержащих отходов |
12.6 | Переработка отработанных автомобильных аккумуляторов и изношенных шин |
12.7 | Состояние проблемы использования и обезвреживания отходов, содержащих полихлорированные дифенилы |
12.8 | Наилучшие имеющиеся технологии использования и обезвреживания отходов |
Эксплуатация полигонов по захоронению отходов | |
Самостоятельная подготовка | |
Итоговые квалификационные испытания | |
15.1 | Тестовый контроль знаний |